Менеджмент качества

Стандарт ISO 9001 был создан с целью определения требований к системам менеджмента качества.

Требования стандарта применяются ко всем сферам производства и сфере услуг вне зависимости от специфики изготавливаемой продукции.

Благодаря стандарту ISO 9001 можно на постоянной основе реализовывать конкретные принципы менеджмента:

  • Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому им следует понимать теперешние и будущие потребности потребителей, выполнять их требования и стремиться к тому, чтобы превзойти ожидания потребителей. Это означает, прежде всего, что руководящие принципы и цели предприятия связаны с потребностями потребителей и их понимают все сотрудники организации. Для удовлетворения потребностей, ожиданий и требований потребителей предприятию необходимы, кроме того, гибкие структуры, ориентированные на коллективную работу. Показателем успеха при этом служит удовлетворенность потребителей, которую руководство предприятия должно определять с регулярной периодичностью.
  • Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Они должны создавать внутреннюю среду, в которой сотрудники целиком и полностью могут посвящать себя достижению целей. Так, руководство предприятия должно, прежде всего, разработать и довести до сведения видение, образцы и измеримые цели предприятия, ведущие к вовлечению всех заинтересованных сторон (инвесторов, сотрудников, клиентов и общественные группы).
  • Вовлечение персонала. Сотрудники на всех уровнях составляют основу организации, их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать способности своих работников. Поскольку сотрудники, идентифицирующие себя с предприятием, с большей заинтересованностью участвуют в реализации целей организации. Поэтому сотрудники должны активно вовлекаться в планирование при формировании процессов и, прежде всего, при их улучшении, т.к. они являются носителями знаний, необходимых для активной разработки предложений по улучшению. Так же, как и в отношении удовлетворенности потребителей, задача руководства предприятия заключается в содействии дальнейшему росту возможностей и квалификации сотрудников и в регулярном анализе их удовлетворенности.
  • Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами руководят и управляют как процессом. Для того, чтобы добиваться целей, снижать затраты, избегать несоответствий, экономить ресурсы и постоянно улучшать свои процессы, предприятие должно управлять своими процессами.
  • Системный подход к менеджменту. Предприятия всегда можно рассматривать как системы или сети процессов. Выявление, понимание, руководство и управление взаимосвязанными процессами как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей. Группы, состоящие из сотрудников разных подразделений, могут, например, преодолеть барьеры между подразделениями и облегчить мыслительный процесс и деятельность в более широком диапазоне взаимосвязей. При такой форме взаимодействия действует принцип внутреннего потребителя, т.е. каждого потребителя услуги следует рассматривать как клиента, чьи ожидания и требования также должны выполняться в пределах предприятия.
  • Постоянное улучшение. Принцип постоянного улучшения должен быть высшей целью каждого предприятия и проявляться в стратегии предприятия и бизнес-планах. Поэтому постоянное улучшение общей деятельности организации представляет собой неизменную цель организации и должен поддерживаться каждым сотрудником предприятия. Учеба, тренинг и предоставление необходимых ресурсов могут способствовать участию сотрудников предприятия в непрерывном процессе улучшения продукции и процессов и активном предложении своих идей.
  • Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации, а не на предположениях и спекуляциях. Такой тщательный подбор и анализ соответствующей информации и данных обеспечивает эффективность постановки целей предприятием и решений, принимаемых руководством. Анализ данных, правильно определенных  статистическими методами, может привлекаться также для оптимизации процессов.
  • Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики зависят друг от друга. Взаимовыгодные отношения повышают способность обеих сторон создавать ценности. Поэтому и поставщиков следует как можно раньше вовлекать в процесс проектирования и планирования продукции и услуг. Поставщики могут внести свой вклад также в процесс постоянного улучшения с целью достижения максимально возможной прибыли для обеих сторон. Основой стандарта является реализация цикла Деминга во всех бизнес-процессах предприятия: Планируй – Делай – Проверяй – Корректируй.